Сами с усами:
Как гальваники соревнования между сменами провели
«Вот бы разнообразить трудовые будни сотрудников, да так, чтобы и качество работы повысить, и денежку дополнительную получить, и настроение в массах поднять», подумала однажды начальник цеха гальванопокрытий Татьяна Кайзер и организовала соревнования по профессиональному мастерству между сменами.
– Я не преследовала цели столкнуть людей лбами или вычислить лучших или худших, – говорит начальник цеха гальванопокрытий (ЦГП). – В конце года планы у цеха по двигателям начали полыхать, а все дедлайны наступили ещё вчера. Я искала способы оптимизировать работу: увеличить производительность и замотивировать сотрудников, чтобы каждый хотел проявить себя. Не питала иллюзий, что производственные соревнования принесут существенные результаты, но ошиблась…

Легитимизация процесса

Прежде чем дать ход новой идее, её следовало «узаконить». Начальнику ЦГП хотелось масштабов: чтобы всё серьёзно – с комиссией, протоколами и призовым фондом. Татьяна Кайзер обсудила возможность с руководством завода, попросила условный призовой фонд в размере 10 000 рублей.

– Деньги небольшие, – они не были самоцелью, поясняет Татьяна. – Но почему бы смене-победителю не купить себе что-нибудь символическое к празднику? К тому же даже символический выигрыш – это всегда приятно.

Получила одобрение руководства и 15 000 рублей вместо запрошенных десяти – мелочь, а приятно. Затем уладили небольшие формальности, и проект можно было запускать.

Общественный резонанс

Начальник ЦГП объявила о старте соревнований на совещании. Сообщила, что продлятся они два месяца – в течение ноября и декабря, перечислила критерии, успокоила, что ничего экстраординарного сотрудников не ждет – только их повседневная работа.

– Реакция была неоднозначная, – говорит Кайзер. – Существует такое понятие, как «энергетика смен». Спросите любого руководителя-производственника, и он скажет, что по энергетике все смены разные. Так и у нас – одна смена активная и неусидчивая, другая – более размеренная и спокойная. И реакция была соответствующая.
Контролёры сказали: «Мы и так все это контролируем – одним протоколом больше, одним меньше…».
Технологи сперва решили, что для них это лишняя нагрузка. Но, когда поняли, что жизнь цеха не изменилась, выдохнули и включились.


Гальваник смены «А» Анатолий Фомин узнал о соревнованиях раньше других, от мастера – тот поинтересовался, готов Анатолий к нововведению или нет.

– Я ответил: «Конечно, готов, это же обычный рабочий день, просто с баллами за работу – что в этом сложного?», – делится гальваник Фомин.

По словам Анатолия, каждый старался выполнять задачи так, чтобы не подвести других – ведь все в одной лодке, и ответственность на всех одна. Деньги, уверяет сотрудник, имеют вторичное значение, но небольшой холодильник в комнате отдыха никому не помешает…
Не все отреагировали так бодро, как Анатолий.
В массах ходили волнения.

– В первые дни смена задавала много вопросов, для чего это всё, – рассказывает мастер Евгений Койнов. – Боялись, что будут проверять на каждом шагу. Всё новое всегда встречают сомнениями, я это понимал и успокаивал своих людей. Объяснял, что никто не будет ходить за нами надзирателем, а даже если бы и ходил – мы профессионалы, и нам нечего скрывать или бояться, мы всё делаем правильно.

Незатейливая механика

Татьяна Кайзер правила изобретать велосипед не стала, а воспользовалась опытом коллег и помощью интернета. Ничего нового для сотрудников цеха в положении производственных соревнований не было, Татьяна просто переложила на бумагу список ежедневных задач подразделения: производственные задания по выпуску продукции, правила по охране труда, требования по качеству и так далее.

Из новинок – только критерии и балловая система оценки, да, пожалуй, комиссия в лице технологов и контролёров. Главным критерием оценки стал выпуск готовой продукции.
Итоги соревнований подводили на 20-минутных утренних летучках раз в две смены. Каждый ответственный сотрудник выступал ответчиком по своему направлению. Ответственная за табель Дарья Фомина держала отчет по опозданиям и ранним уходам. Страж качества – начальник БТК цеха Светлана Грудинина сообщала о «переделках» или несоответствиях. Главный по новациям – начальник ТБ цеха Антон Гаврилов докладывал об освоении новых деталей и опытных работах. Мастер каждой смены подводил итоги за два дня работы своих людей.
В конце обеих смен вывешивали результаты работы на стенд в коридоре цеха
– Каждое утро в начале смены мы первым делом направлялись к стенду посмотреть на свои баллы, – вспоминает гальваник смены «Б» Павел Копылов. – За что прибавили, за что вычли. Для всех это был утренний ритуал. Мы стали больше помогать друг другу, лучше взаимодействовать, сильно сплотились ради общей цели. Появился азарт.

Находчивость мастера

Мастер смены «А» Евгений Койнов отслеживал и фиксировал письменно все выполненные работниками задания. Досконально изучив положение, выписал критерии, за которые присуждают дополнительные баллы. Затем сделал подборку «подвигов» сменщиков согласно этим критериям и добился дополнительных баллов для сотрудников. Такая находчивость повлияла на выход вперёд и удержание лидирующих позиций смены «А».

– Перед нами встал вопрос, как оценивать систему загрузки ванн, – рассказывает Евгений Койнов. – Поясню: если один гальваник сделает сто деталей, а другой одну – это не означает, что второй не работал или поработал плохо. Это говорит о том, что деталь сложная.

Для понятной и справедливой оценки Евгений инициировал расчет коэффициента загруженности. Он показывал, насколько продуктивно поработала смена, и регламентировал, за что начислять или вычитать баллы. Вариант рассмотрели и одобрили.

Ошеломляющие результаты

– Опозданий не было вообще. Не было ни одного второго предъявления и ни одного замечания от других подразделений, – поделилась поразительной новостью начальник цеха Татьяна Кайзер. – Для понимания – цех гальванопокрытий был лидером по опозданиям и вторым предъявлениям до начала соревнований.

По словам Татьяны, каждый включился в процесс, почувствовал свою важность, прежде всего, в командной работе.
Даже спецодежда, на которую обычно жалуются сотрудники и всеми силами стараются не использовать,
во время соревнований неожиданно стала удобной
– Сотрудники проявили такую ответственность за себя и команду, на какую я не надеялась даже в самых смелых ожиданиях, признаётся начальник ЦГП, – Я увидела эффективную работу мастеров. Если раньше они говорили, что, например, не успевают расписывать журналы, заполнять паспорта спецпроцессов, теперь они у нас успевали всё и даже больше: подводили итоги, подсчитывали коэффициенты, выявляли недостатки… Каждый участвовал, никто не саботировал мероприятие.
– В работе для нас практически ничего не изменилось: мы как работали, так и работали, – рассказывает гальваник смены «А» Галина Баландина. – Правда, старались больше, чтобы не пострадала бригада, например перестали опаздывать – никто не хотел подставлять своих. А если все-таки случалось кому-то лишить команду баллов, мы, конечно, его не сильно ругали, но делали ему вид, мол, «ай-яй-яй», и сотрудник относился с пониманием, говорил, что исправится – и так оно и было.

По словам мастеров, работникам не нужно было ставить задачи – детали не просто не залёживались, они расходились как горячие пирожки: у всех был стимул сделать работу быстрее.
А что самое приятное – многие хорошие привычки сохранились по сей день, хотя соревнования давно миновали
Победу одержала смена А с довольно не большим отрывом.

– Разница между сменами – всего 15 баллов, – говорит Павел Копылов. – Так что мы не расстроились. К тому же, свой приз смена «А» пустила на важное дело, и поводов для огорчений стало еще меньше.

Как не гордиться такими людьми:

на что пошли деньги победителей

Соревнования завершились 25 декабря. Сотрудники смены «А» быстро определились, на что потратить призовые 15 000 рублей. И нет, это был не холодильник.

– Один из сотрудников ЦГП уже долгое время нуждается в операции, – рассказывает Татьяна Кайзер. – А как известно, из-за пандемии плановые операции сейчас практически не делают. Ну и поставили его в очередь на октябрь 2021 года. К слову, нашего бойца уже несколько раз увозила «скорая». Их никто об этом не просил, я вообще была в неведении… Сотрудники смены посоветовались и приняли решение свой приз сделать вложением в операцию коллеги. Более того, остаток суммы они собрали сами. Ну как не гордиться такими людьми?

Начальник смены Евгений Койнов сотрудниками своей смены восхищён не меньше. – Ребята очень ответственно подошли к делу, – отмечает Евгений. – У них какое-то коллективное восприятие происходящего, коллективный разум. Бывало, сотрудники сами соберутся, мастера даже в известность не поставят, устроят кому-нибудь разбор полетов, примут сами грамотное решение – а мне его, уже готовое, сообщат. А я только удивляюсь: ну ничего себе, уже собрание провели – когда успели? Ну а то, как сотрудники распорядились деньгами, привело меня к выводу, что смена живет одной мыслью и целью, несмотря на разницу в возрасте. Сотрудник, которому требуется помощь, 1959 года рождения, тогда как некоторые в смене – совсем молодняк (есть даже 2000 года). И ведь никто не был против, решили единогласно. Это настоящий поступок.

От редакции

Разнообразить свою профессиональную деятельность не только можно, но и нужно. Мы изо дня в день выполняем свою привычную работу, стараемся делать её качественно и быстро. Но часто монотонная деятельность превращается в рутину. Чтобы избежать профессионального выгорания, устройте себе небольшую встряску – проведите соревнования между сотрудниками вашего подразделения. Руководство завода вас поддержит, в том числе финансово, а благодаря азарту и здоровой конкуренции показатели подразделения вырастут.

За помощью в организации конкурса профессионального мастерства обращайтесь по телефону (343) 295-53-65 или email FedoseevaKA@uwca.ru к специалисту ОРП Ксении Федосеевой.
Made on
Tilda